Предприниматель и защита его прав.
30.06.2017

Контроль и надзор — одна из наиболее чувствительных для бизнеса точек соприкосновения с органами власти. Однако, рыночная хозяйственная система, в трудится работает предприниматель, не может существовать и функционировать без государственного регулирования, иначе неизбежно начнется хаос.  В свою очередь государство, гарантируя защиту предпринимательской деятельности, одновременно охраняет и защищает   их права и законные интересы. Но и самим бизнесменам необходимо повышать свою правовую культуру и не жалеть средств на услуги компетентных адвокатов, юрисконсультов, юридических служб, поскольку, результаты коммерческой деятельности довольно часто зависят от умения обеспечить восстановление нарушенных прав и защиту в суде.

Татьяна Бабина,

 заместитель генерального директора ООО «СЭС-Зеленоград», врач-эпидемиолог высшей категории, юрист.

В современной жизни России предпринимательство  является неотъемлемым элементом современной рыночной системы.

Кто же такой современный предприниматель и что такое предпринимательство?  В нашей стране многие граждане сменили вид профессиональной деятельности, решив самостоятельно добиться успеха в бизнесе. Бытует совершенно неверное мнение о простоте и доступности предпринимательства. Труд этот очень не простой! Для такой деятельности необходимо иметь призвание и достаточно глубокие знания во многих областях  и практические навыки для участия в коммерческом обороте.

В толковых словарях предприниматель определяется как человек, занимающийся торговлей на профессиональном уровне.  В нашей стране многие граждане сменили вид профессиональной деятельности, решив самостоятельно добиться успеха в бизнесе.

Предпринимательство рассматривается как устойчивая хозяйственная деятельность. После того, как бизнес начнет приносить доход, часть финансов может пойти на потребление, либо на дальнейшее развитие производства. Смысл предпринимательства заключается в том, чтобы в нестабильных рыночных отношениях найти методы эффективного применения личного капитала, имущества и других факторов для достижения успехов в бизнесе.

Средой  деятельности предпринимателей является рынок. С одной стороны, именно здесь в конкурентной борьбе возможно осу­ществление предпринимательской деятельности. С другой сто­роны, без предпринимательской деятельности невозможно функ­ционирование современной рыночной экономики. Однако,  рыночная хозяйственная система не может существовать и функционировать без государственного регулирования, при отсутствии которого в действие неизбежно вступают стихийные процессы. Важное место в рыночном хозяйстве принадлежит государственному контролю как одному из средств государственного регулирования предпринимательской деятельности.

Само понятие «контроль» дословно означает «постоянное наблюдение, проверка чего-либо». В связи с этим государственный контроль в сфере предпринимательской деятельности представляет собой систему проверки и наблюдения за соблюдением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями нормативных актов при осуществлении своей деятельности.

К сожалению, действия контролирующих органов не всегда являются правомерными при этом зачастую происходит дублирование многих функций органов контроля, а также допускаются случаи взимание платы с хозяйствующих субъектов за проведение контрольных мероприятий. Поэтому предпринимателям следует знать положения Федерального закона от 08.08.2001 г. № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля» (далее Закон), в котором определен порядок проведения контрольных мероприятий федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с данным Законом основными принципами защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) являются:

— презумпция добросовестности юридического лица или индивидуального предпринимателя;

— открытость и доступность для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, выполнение которых проверяется при проведении государственного контроля (надзора);

— установление обязательных требований федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами;

— соответствие предмета проводимого мероприятия по контролю компетенции органа государственного контроля (надзора);

— периодичность и оперативность проведения мероприятия по контролю в течение установленного срока;

— учет мероприятий по контролю, проводимых органами государственного контроля (надзора);

— возможность обжалования действий (бездействия) должностных лиц органов государственного контроля (надзора), нарушающих порядок проведения мероприятий по контролю, установленный законодательством;

— признание в порядке, установленном федеральным законодательством, недействующими (полностью или частично) нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, соблюдение которых подлежит проверке, если они не соответствуют федеральным законам;

— устранение в полном объеме органами государственного контроля (надзора) допущенных нарушений в случае признания судом жалобы юридического лица или индивидуального предпринимателя обоснованной;

— ответственность органов государственного контроля (надзора) и их должностных лиц при проведении государственного контроля (надзора) за нарушение законодательства Российской Федерации;

— недопустимость взимания органами государственного контроля (надзора) платы с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за проведение мероприятий по контролю, за исключением случаев возмещения расходов органов государственного контроля (надзора) на осуществление исследований (испытаний) и экспертиз, в результате которых выявлены нарушения обязательных требований;

— недопустимость непосредственного получения органами государственного контроля (надзора) отчислений от сумм, взысканных с юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей в результате проведения мероприятий по контролю.

Закон о защите прав предпринимателей устанавливает четкие требования к организации и проведению мероприятий по государственному контролю (надзору), в частности, к основаниям, периодичности и продолжительности проверок. Так, в соответствии со статьей 7 Закона продолжительность мероприятия по контролю не должна превышать один месяц. В исключительных случаях срок проведения мероприятия по контролю может быть продлен руководителем органа государственного контроля (надзора) или его заместителем, но не более чем на один месяц. По одним и тем же целям, задачам и предмету в отношении одного юридического лица или индивидуального предпринимателя каждым органом государственного контроля (надзора) плановое мероприятие по контролю может быть проведено не более одного раза в два года.

Помимо плановых проверок, органами контроля применяются внеплановые, предметом  которых является контроль исполнения предписаний об устранении нарушений, выявленных в ходе проведения контрольных мероприятий. Внеплановые мероприятия по контролю проводятся органами государственного контроля (надзора) также в случаях:
—  получения информации от юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органом государственной власти о возникновении аварийных ситуаций, об изменениях или о нарушениях технологических процессов, а также о выходе из строя сооружений, оборудования, которые могут непосредственно причинить вред жизни, здоровью людей, окружающей среде и имуществу граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
— возникновения угрозы здоровью и жизни граждан, загрязнения окружающей среды, повреждения имущества, в том числе в отношении однородных товаров (работ, услуг) других юридических лиц и (или) индивидуальных  предпринимателей. Причем внеплановая проверка в отношении субъектов малого и среднего бизнеса  проводится только после согласования с органами прокуратуры.

Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» закрепляет также особенности правового положения должностных лиц, уполномоченных проводить мероприятия по контролю. А именно, должностные лица органов государственного контроля (надзора) в соответствии со статьей 9 Закона не вправе:

  • проверять выполнение обязательных требований, не относящихся к компетенции органа государственного контроля (надзора), от имени которого действуют должностные лица;
  • осуществлять плановые проверки в случае отсутствия при проведении мероприятий по контролю должностных лиц или работников проверяемых юридических лиц или индивидуальных предпринимателей либо их представителей;
  • требовать представление документов, информации, образцов (проб) продукции, если они не являются объектами мероприятий по контролю и не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы документов, относящихся к предмету проверки;
  • требовать образцы (пробы) продукции для проведения их исследований (испытаний), экспертизы без оформления акта об отборе образцов (проб) продукции в установленной форме и в количестве, превышающем нормы, установленные государственными стандартами или иными нормативными документами;
  • распространять информацию, составляющую охраняемую законом тайну и полученную в результате проведения мероприятий по контролю, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
  • превышать установленные сроки проведения мероприятий по контролю.
  • Согласно статьи 13 Закона юридические лица и индивидуальные предприниматели при проведении мероприятий по контролю имеют право:

— непосредственно присутствовать при проведении мероприятий по контролю, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;

— получать информацию, предоставление которой предусмотрено законом;

— знакомиться с результатами мероприятий по контролю и указывать в актах о своем ознакомлении, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц органов государственного контроля (надзора);

— обжаловать действия (бездействие) должностных лиц органов государственного контроля (надзора) в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Для защиты своей позиции предприниматель может оспорить акт государственного органа, осуществляющего контроль. Законодательство предусматривает несколько способов защиты предпринимателей — это судебные и внесудебные.

Судебные формы защиты прав предпринимателей предполагают определенного рода деятельность со стороны таких органов, как:

1) Конституционный Суд РФ;

2) арбитражные суды;

3) суды общей юрисдикции.

К формам внесудебной защиты прав и интересов предпринимателей следует отнести:

1) нотариальную защиту;

2) третейское разбирательство;

3) досудебный (претензионный) порядок урегулирования споров.

Жалоба в вышестоящий орган.

Пожалуй, самый простой способ защиты – это жалоба на нарушения прав нижестоящим органом госвласти вышестоящей структуре. Такой механизм часто применяется, например, при обжаловании незаконных действий налогового органа. Он удобен своей относительной простотой: необходимо в установленные законом сроки (они отличаются в зависимости от сферы деятельности органа) направить в вышестоящую инстанцию письменную жалобу, детально разъяснив в ней, какие права и при каких обстоятельствах нарушены, а затем ждать решения, которое также выносится в оговоренные сроки.

Жалоба в прокуратуру.

Юристы в качестве наиболее действенного способа восстановления нарушенных прав рекомендуют предпринимателям, пострадавшим от неправомерных действий проверяющих, обращение в органы прокуратуры.

Примеров  защиты прав субъектов предпринимательской деятельности  посредством обращения в прокуратуру на сегодняшний день уже достаточно много. К примеру, один из предпринимателей не допустил проверяющих из Роспотребнадзора на свой объект, поскольку они нарушив план, начали проверку хозяйствующего субъекта на месяц позже. В ответ Роспотребнадзор составил в отношении предпринимателя протокол об административном правонарушении в соответствии с ч.1 ст 19.4 КоАПРФ — неповиновение законному распоряжению должностного лица органа контроля. И если бы предприниматель вовремя не обратился в прокуратуру, то скорее всего был бы привлечен к ответственности. После прокурорской проверки дело о административном правонарушении в отношении предпринимателя было прекращено в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.

Обратите внимание, согласно ст. 20 Закона N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного и муниципального контроля (надзора)» от 26.12.2008., результаты проверки, проведенной органом контроля с грубым нарушением требований закона, не только не могут являться доказательствами нарушения предпринимателем обязательных требований, но и подлежат отмене вышестоящим органом или судом. Таким образом, любой предприниматель может обратиться с заявлением о признании проверки недействительной при наличии  грубых нарушений Закона.

Уточним, что же является грубыми нарушениями:

— отсутствие оснований проведения плановой проверки (проверка проводится не чаще чем один раз в три года, на основании разрабатываемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в соответствии с их полномочиями ежегодных планов);

— нарушение сроков уведомления проведения плановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя (не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом);

— нарушение сроков уведомления проведения внеплановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя (уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом, за исключением внеплановой выездной проверки, основания проведения которой указаны в пункте 2 части 2 статьи 10);

— отсутствие оснований проведения внеплановой выездной проверки, а именно обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах — возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера). Кроме того, основания проведения внеплановой выездной проверки отсутствуют и в случаях, когда обращения и заявления не позволяют установить лицо, обратившееся в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля, либо обращения и заявления не содержат сведений об указанных фактах;

— отсутствие согласования с органами прокуратуры внеплановой выездной проверки в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя, проводимой по основаниям, указанными в подпунктах «а» и «б» пункта 2 части 2 статьи 10;

— нарушение сроков и времени проведения проверок в отношении субъектов малого предпринимательства (в отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановой выездной проверки не может превышать пятьдесят часов для малого предприятия и пятнадцать часов для микропредприятия в год);

— проведение проверки без распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля;

— требование документов, не относящихся к предмету проверки;

— превышение установленных сроков проведения проверки;

— непредставление акта проверки.

Обращение в суд. Согласно статье 2 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее – АПК РФ), защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, относится к задачам судопроизводства в арбитражных судах. Поэтому, в случае необходимости предпринимателям следует обращаться с исковым заявлением в арбитражный суд. Требования к такому заявлению установлены в ст. 125 АПК РФ.

По правилам, прописанным в статье 152 АПК РФ, дело должно быть рассмотрено арбитражным судом первой инстанции в срок, не превышающий трех месяцев со дня поступления заявления, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и на принятие решения по делу.

Как показывает практика, в судебном порядке предпринимателям нередко удается оспорить и действия (или бездействия) органов власти, нарушающие их права.

 

Новый механизм защиты предпринимателей.

Приведенные выше инструменты защиты на практике не всегда оказываются действенными. Поэтому, еще несколько лет назад заговорили о необходимости создания института уполномоченных по защите прав предпринимателей. Однако долгое время их статус оставался вне правового поля. Эта проблема была решена с принятием Федерального закона от 07.05.2013 № 78-ФЗ «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в РФ» (далее – Закон № 78-ФЗ).

Уполномоченные наделены довольно широким кругом полномочий.

Напомню, что  с 1 июля 2009 года разрешительная процедура начала отдельных видов предпринимательской деятельности заменена на уведомительный порядок (ст. 8 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»).

Правила представления уведомлений о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, форму уведомлений и порядок их учета изложен в специальном Постановлении Правительства РФ от 16.07.2009 № 584.

Еще один немало важный момент:  закон № 134-ФЗ дает организациям эффективные инструменты для защиты прав. Одним из таких инструментов является «Журнал учета мероприятий по контролю юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», регламентированный статьей 9 Закона. Форму журнала организация может разработать самостоятельно, руководствуясь требованиями Закона. Журнал должен быть пронумерован, прошит и удостоверен печатью.

Грамотное и аккуратное ведение «Журнала учета мероприятий по контролю юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» не является обязательным, однако оно нужно самой организации, так как поможет защитить ее права. Заполнение журнала позволит уменьшить количество незаконных проверок и, кроме того, поможет при отстаивании своих прав в суде.

Приказом руководства необходимо утвердить инструкцию по взаимодействию с контролерами. В инструкции руководитель фиксирует свои указания сотрудникам о правилах поведения при проверках. В частности, там можно записать, что весь персонал может быть задействован в проверке только с согласия руководства. Отдельным приказом утверждается перечень полномочных представителей руководства, которые могут представлять организацию во время проверки. В инструкцию стоит внести пункт и о том, что вести разговоры и отвечать на вопросы контролеров рядовым сотрудникам (не должностным лицам) запрещено, руководитель имеет законное право на внесение подобных пунктов. Также полезно разработать памятку при проведении контрольных мероприятий.

Отвечая на вопросы предпринимателей, наши юристы рекомендуют придерживаться следующих принципов:

1.  Не стоит  отказываться от подписания документов. Подпишете вы или не подпишете документы – существенного значения для правовой оценки результатов проверки не имеет, а вот обострить Ваш диалог с проверяющими может. Кроме того, суд при рассмотрении материалов дела и установлении факта необоснованного отказа от подписания каких-либо документов, вероятнее всего, оценит  это как отрицательный момент . Тем не менее, не забудьте  одно из главных правил – ничего не подписывать, не прочитав.
2. В случае если вы по каким-либо причинам не согласны с результатами проверки, то не стоит их игнорировать, в противном случае можно дождаться момента, когда вас еще раз привлекут к административной ответственности, но уже по ст. 19.5. КоАП РФ «Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль)», ст. 19.6. КоАП РФ «Непринятие мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения» или ст. 20.25. КоАП РФ «Неуплата административного штрафа либо самовольное оставление места отбывания административного ареста».
При подписании акта сделайте пометку, «с актом ознакомлен, с указанными данными не согласен».  Лучше не конкретизируйте свое несогласие, впоследствии вашу позицию сформулирует юрист.
3. Обратите внимание на то,  что проверка не должна производиться при отсутствии проверяемых должностных лиц или индивидуальных предпринимателей либо их представителей. Изымать оригиналы документов проверяющий также не имеет права.
4.При рассмотрении спора о наложении штрафа в суде действует  норма статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса, которая говорит, что обязанность доказать обстоятельства, на основании которых налагается штраф, лежит на органе, принявшем соответствующий документ. Вы можете в суде и не доказывать свою невиновность.  Государственный орган  должен доказать обоснованность применения к вам ответственности.
5. Статья 28.2 КоАП устанавливает, что уполномоченное лицо обязано составить протокол об административном правонарушении. Это значит, что если данного протокола нет, то нет и правонарушения, следовательно, различные акты изъятия товара и документов никакой юридической силы не имеют. То же самое означает и составление протокола неуполномоченным лицом.

6. Имейте в виду, что протокол об административном правонарушении должен быть составлен в присутствии предпринимателя, которому должны быть разъяснены его права и вручена копия протокола по просьбе и под расписку. В случае отсутствия правонарушителя, например, при наложении штрафа за отсутствие сертификатов, когда на месте проверки находится только продавец, протокол об административном правонарушении составляется позже.
7. Согласно статье 4.5. КоАП «постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения». Таким образом, если со дня совершения (обнаружения) правонарушения прошло более двух месяцев, наложить административное взыскание на предпринимателя невозможно. За исключением некоторых видов деятельности, для которых срок увеличен до 1 года: за нарушение законодательства Российской Федерации о внутренних морских водах, территориальном море, континентальном шельфе, об исключительной экономической зоне Российской Федерации, таможенного, антимонопольного, валютного законодательства Российской Федерации, законодательства Российской Федерации об охране окружающей природной среды, об использовании атомной энергии, о налогах и сборах, о защите прав потребителей, о рекламе, о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Из этого сделаем  вывод – все контролирующие органы жестко ограничены рамками закона.

В заключении хочу обратить внимание, что, в соответствии со ст. 1064 ГК РФ юридические лица и индивидуальные предприниматели имеют право на возмещения вреда, причиненного им неправомерными действиями контролирующих органов за счет средств бюджета

Научные публикации
04..07.2017
Если разбился градусник
Врач-эпидемиолог высшей категории, заместитель генерального директора ООО "СЭС-Зеленоград" Бабина Татьяна Александровна. Измерение температуры тела является оч...
04..07.2017
Не пускайте клопа в дом!
Увеличение численности популяции клопов- тенденция общемировая. Согласно аналитическому обзору разных стран в США первые сведения об увеличении заселенных площадей клопам...
04..07.2017
Новые требования к проведению обязательных и периодических медосмотров на производстве.
Заместитель главного врача филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве» в Зеленоградском АО Бабина Т.А. врач эпидемиолог высшей категории, дезинфектолог, ...