Организация и проведение дезинфекции в детских дошкольных учреждениях, школах, школах-интернатах и других и других детских учреждениях.
Татьяна Бабина,
Заместитель главного врача, врач-эпидемиолог филиала ФБУЗ «Центра гигиены и эпидемиологии в г. Москве» в Зеленоградском АО.
Дезинфекция (обеззараживание) была и остаётся наиболее доступным, надёжным средством профилактики многих инфекционных болезней. Ассортимент антимикробных препаратов для дезинфекции в последние годы существенно расширился. Однако количество штаммов микроорганизмов, устойчивых к целым классам химических препаратов для дезинфекции также возрастает. Более того, непродуманное использование дезинфицирующих средств, несоблюдение процентной концентрации, а также нарушение правил проведения профилактической дезинфекции может увеличивать патогенность микроорганизмов.
Не все используемые препараты безопасны для человека, особенно это необходимо учитывать в детских учреждениях. По закону физики каждый литр воздуха в закрытом помещении содержит несколько миллиардов молекул веществ, которые испаряются с поверхностей. В процессе дыхания, через кожу и слизистые оболочки эти молекулы попадают в организм ребенка, где, накапливаясь, продолжает выполнять свою функцию, т.е. подавлять жизнедеятельность клеток в организме. Поэтому, в детских учреждениях важно выбрать максимально безопасные средства для проведения профилактической дезинфекции. Для этого необходимо, прежде всего, внимательно изучить инструкцию по применению препарата. Любое дезсредство должно иметь государственный сертификат соответствия Госстандарта и инструкцию к применению. Необходимо обратить особое внимание на следующие показатели (факторы) опасности, которые в обязательном порядке отражены в инструкциях по применению:
— наличие у препарата или его рабочих растворов сенсибилизирующего( или кумулятивного (накопительного) действия даже слабовыраженного, так как это напрямую связано с риском развития аллергических реакций у детей и персонала;
— строгое соблюдение особых условий для приготовления рабочих растворов дезсредств, к примеру, в отдельном хорошо проветриваемом помещении или в вытяжном шкафу;
— наличие рекомендации проводить дезинфекцию в отсутствии людей.
Если в инструкции присутствуют хотя бы одно из перечисленных факторов, следовательно, в составе дезинфицирующего средства присутствуют вещества, небезопасные для здоровья детей и персонала.
Сотрудники, осуществляющие профилактическую дезинфекцию, должны быть подготовлены к работе с дезинфицирующими средствами, строго соблюдать правила личной безопасности.
В каких случаях необходимо проводить профилактическую дезинфекцию в детском учреждении?
Профилактическая дезинфекция проводится при отсутствии выявленного источника инфекции. Осуществляется в плановом порядке или по санитарно-гигиеническим показаниям и по эпидемиологическим показаниям.
— Плановая профилактическая дезинфекция проводится систематически в целях предотвращения возникновения очагов инфекционных заболеваний и создания благоприятных условий жизнедеятельности населения;
— профилактическая дезинфекция по санитарно-гигиеническим показаниям проводится в учреждениях, организациях, предприятиях и на объектах, находящихся в неудовлетворительном санитарно-гигиеническом состоянии.
— профилактическая дезинфекция по эпидпоказаниям проводится с целью предупреждения и распространения инфекций в коллективах людей на объектах и определяется соответствующими специалистами Роспотребнадзора и эпидемиологами ФГУЗ « Центра гигиены и эпидемиологии».
Итак, в период эпидемиологического благополучия в детском учреждении проводится плановая профилактическая дезинфекция. Во всех помещениях ежедневно проводят текущую влажную уборку с применением моющих средств, один раз в месяц – генеральную уборку с применением моющих и дезинфицирующих средств.
В туалетах уборка проводится несколько раз в день. И включает в себя мытье полов, унитазов, раковин, ванн с использованием не только моющих, но и дезинфицирующих средств.
Дезинфекция столовой посуды проводится при возникновении инфекционных заболеваний и проводится в соответствии с инструкцией.
Постельные принадлежности для детей – матрасы, подушки во время генеральных уборок периодически выносят на воздух, один раз в год подвергают химической чистке или обработке в дезинфекционной камере.
Бельевые, кладовые помещения, где содержится чистое и грязное бельё, необходимо убирать ежедневно с применением моющих средств. Генеральную уборку проводят еженедельно с мытьём стен, дверей и удалением пыли с потолка с обязательным использованием дезинфицирующих средств.
Эффективным методом обеззараживания мягких игрушек, ковров является облучение бактерицидными лампами в течение 30 минут.
Более серьёзно необходимо подходить к организации и проведению дезинфекции в детских дошкольных учреждениях при выявлении очага инфекции.
Прежде всего, необходимо отметить, что руководитель детского дошкольного учреждения несет ответственность за выполнение комплекса санитарно- гигиенических и дезинфекционных мероприятий.
— Врач, медицинская сестра проводят инструктаж младшего медицинского персонала, воспитателей и других сотрудников по выполнению санитарно-гигиенических и дезинфекционных мероприятий, обеспечивающих полноту и надлежащее качество их проведения в детском учреждении
— В группе или классе, был выявлен инфекционный больной, проводят заключительную дезинфекцию.
— Больного или подозрительного на инфекционное заболевание ребенка помещают в комнату- изолятор, где проводят текущую дезинфекцию в течение всего времени его пребывания там с использованием дезинфекционных средств, в соответствии с инструкцией по их применению.
— В тех помещениях, которые посещал больной, проводят профилактическую дезинфекцию, которую осуществляют так же, как текущую дезинфекцию.
— В комнате для приёма детей термометры хранят в чистой ёмкости с крышкой полностью погруженными в 0,5 % раствор хлорамина или другого дезинфицирующего средства, рекомендованного для этой цели. Перед их использованием их протирают марлевой салфеткой. Дезинфицирующий раствор меняют ежедневно.
— Деревянные шпатели после использования обеззараживают и утилизируют; металлические – обеззараживают.
— При выполнении дезинфекции особое внимание обращают на проветривание помещений, обработку посуды, игрушек, предметов обстановки в игровых, спальных комнатах, дверные ручки, подоконники, спинки кроватей, прикроватные тумбочки.
В местах общего пользования ( в сан узлах) тщательно обеззараживают водопроводные краны, кнопки, клавиши и др. устройства смывных бочков, к которым прикасаются руками дети.
— Перед мытьём посуды персонал тщательно моет руки, используя специально выделенное мыло и полотенце. Чайную посуду моют отдельно от столовой в двух водах при температуре 50-60 С.
Столовую посуду после механического удаления остатков пищи, а также ложки, вилки моют при температуре 60 С обезжиривающим средством ( горчица, питьевая сода и др.) промывают водой , во второй емкости ( раковине) при температуре 60-70 С.
Вымытую посуду, вилки, ложки кипятят в течение 5 минут с момента закипания. При отсутствии условий для кипячения посуду после мытья погружают в раствор дезинфектанта, так чтобы вся она была покрыта раствором. При использовании дезинфицирующего средства с моющими свойствами посуду, освобожденную от остатков пищи, обеззараживают, погружая ее полностью в раствор дезинфектанта, затем моют в этом растворе. После этого посуду обмывают теплой водой и просушивают в вертикальном положении на специальных установках для сушки, не вытирая полотенцем.
Для обеззараживания столовой , чайной посуды, ложек, вилок и других предметов используют также воздушный стерилизатор при режиме 160 С и экспозиции 30 минут, Вымытую посуду помещают в него в вертикальном положении.
— Столы, клеенки обеденных столов, пластмассовые скатерти после каждого приёма пищи моют горячим мыльным или 2% содовым раствором с помощью чистой прокипяченной ветоши.
— При профилактической дезинфекции игрушки (пластмассовые, резиновые) моют горячей водой с мылом или в 2% содовом растворе в специально маркированных тазах с помощью чистой прокипяченной ветоши или щеткой: в ясельных группах – 2 раза в день и в садиковых группах – один раз в конце дня. При текущей или заключительной дезинфекции их орошают со всех сторон из гидропульта либо погружают в растворы дезинфектанта так, чтобы игрушки не всплывали; для этого их придавливают чем-либо тяжелым.
После обеззараживания каждой игрушки ветошь прополаскивают в дезрастворе, а игрушки промывают проточной водой. Мягкие игрушки исключают из обихода, обеззараживают (камерная дезинфекция) или уничтожают (сжигание).
— Полы, стены, предметы обстановки протирают ветошью, а мягкую мебель чистят щетками, смоченными в дезинфицирующем растворе.
— Обслуживающий персонал тщательно следит за чистотой рук и рук детей. Руки каждый раз моют двукратно теплой водой с мылом. Для мытья рук выделяют мыло для персонала (воспитатели, няни) и специально для детей; все пользуются индивидуальными полотенцами.
— Медсестра, няня группы должны иметь ежедневно два белых халата, один из которых надевают только при кормлении детей.
— В группе при карантине (или фильтре-изоляторе) исключают из обихода ковры, дорожки, мягкие игрушки. Дети пользуются индивидуальной посудой.
— Для обеззараживания воздуха при текущей дезинфекции в отсутствие детей в помещениях могут быть использованы ультрафиолетовые облучатели и средства, предназначенные для снижения микробной обсемененности воздуха, упакованные в аэрозольные баллоны.
— При возникновении очага острого респираторного заболевания персонал должен работать в масках из 4-х слоёв марли или респираторах. Маски меняют через 4 часа, респираторы – ежедневно; после использования их обеззараживают и утилизируют. Маски и респираторы обеззараживают способом погружения в раствор одного из дезинфицирующих средств.